Сбытовая стратегия


Задача производителя — не произвести какой-то продукт и почувствовать себя Богом, а продать этот продукт. Ради этого мы его и производим. Ничего предосудительного в этом нет.

Очень велик соблазн совкового подхода, когда производители относятся к системе сбыта как к чему-то, чем должен заниматься кто-то другой. Это категорически неверно. Как только вы отдаете сбыт на сторону, считайте, что вы отдали все, что у вас есть. Если вы что-то производите, ваша задача — продажи. Это не очень приятно, но взаимодействие с клиентом — основа основ.

 Управление продажами строится по следующему циклу.

  • 1. Определение целевых клиентских групп. Результатом должна стать примерно такая же табличка по клиентам, какую я приводил в предыдущей главе. Только когда вы сегментируете своего клиента, вы понимаете, какой товар ему нужен. Товар должен подходить клиенту, как ключ к замку.
  • 2. Выбор каналов сбыта и зон продаж.
  • 3. Построение многоканальной системы продаж. Обращаю ваше внимание: многоканальная! Продавать что-то, пользуясь одним каналом сбыта, сегодня нереально.
  • 4. Организация отделов продаж.
  • 5. Управление отделами продаж.
  • 6. Персональные продажи и управление. Персональные продажи предполагают подстройку под конкретного клиента, формирование торговых предложений, адресованных ему лично.
  • 7. Отношения с целевыми клиентскими группами.
  • 8. Корректировка системы продаж.

Все это — работа генерального директора и владельца компании. Владелец компании — единственный продавец своего товара. Все остальные сотрудники — поддержка. Владелец производственной компании должен лично присутствовать на всех переговорах. Возможно, кто-то не умеет грамотно вести переговоры. В этом случае вы должны дать возможность вашим переговорщикам переговариваться и постоянно держать руку на пульсе. Не ездить на переговоры могут позволить себе только владельцы крупных компаний, у которых триллионы оборота. Владелец «Кока-Колы» может позволить себе не ездить на переговоры. Мелкий производитель такого себе позволить не может.

Многие возражают: «Я же нанял хорошего менеджера по продажам/коммерческого директора, переманил его оттуда-то и плачу ему зарплату». Это не вы платите зарплату, ее платит клиент, а вы в этом случае всего лишь болван, который нанял другого такого же болвана, чтобы тот отрабатывал ваши коряво поставленные цели.

Кратко пробегусь по звеньям приведенной выше цепочки.

Целевые клиентские группы


1. Потребители.

  • − Постоянные потребители.
  • − Случайные потребители.
  • − Потенциальные потребители.
  • − Потребители чужих марок.

2. Торговые посредники.

  • − Агенты.
  • − Комиссионеры.
  • − Дилеры.
  • − Торговые партнеры.

3. Группы влияния.

  • − Предписанты.
  • − Советчики.
  • − Лидеры мнений.
  • − Институциональные субъекты влияния.
  • − СМИ.
  • − Общественность.

Каналы продаж

  • − Оптовая торговля — сеть независимых дистрибьюторов, собственная дистрибьюция, мобильные и мелкооптовые продажи.
  • − Стационарная торговля — универсальная розничная сеть, специализированная розничная сеть, стационарная точечная розница (малый магазин).
  • − Дистанционная торговля — телефонные продажи, продажи по каталогам, телевизионные продажи, продажи через Интернет.
  • − Нестационарная торговля — мобильная розница, вендинг.
  • − Многоуровневый маркетинг.
  • − Продажи на выставках. Этот канал сбыта сейчас практически умер. На выставки приезжают люди, которые давно друг друга знают. Это не более чем информационный ресурс.

Эта классификация присутствует у любого крупного транснационального производителя. У них эти каналы отточены наиболее полно и точно, что позволяет быстро захватывать новые рынки.

Торговые посредники компании

  • 1. Агенты — от чужого имени, за чужой счет.
  • 2. Комиссионеры — от своего имени, за чужой счет.
  • 3. Дилеры — от своего имени, за свой счет.
  • 4. Торговые партнеры.

Работа с торговыми посредниками компании

10. Реализация совместных проектов+
9. Формирование цены на продукт+
8. Изменение товарного ассортимента+
7. Рекламная обработка рынка++
6. Маркетинговые исследования рынка++
5. Сервисное обслуживание++
4. Логистика++
3. Заключение договора на поставку+++
2. Проведение переговоров с клиентом+++
1. Поиск и первые контакты с клиентом++++
Агенты Комиссионеры Дилеры
Торговые партнеры

Сбытовые стратегии

В каждом канале сбыта может быть одна/несколько стратегий.

  • 1. Интенсивная — сбыт через максимальное число посредников.
  • Плюсы:
    • − быстрый выход на рынок;
    • − максимальный охват рынка.
  • Минусы:
    • − утрата контроля над рынком;
    • − ухудшение имиджа.
  • 2. Избирательная — сбыт через отобранных посредников.
  • Плюсы:
    • − эффективное сотрудничество с посредниками.
  • Минусы:
    • − ограниченный охват рынка;
    • − затруднение доступа товара к потребителю.
  • 3. «Эксклюзивная» — сбыт через одного посредника.
  • Плюсы:
    • − хороший контроль над рынком;
    • − поддержка марки.
  • Минусы:
    • − ограниченный охват рынка;
    • − высокие требования к качеству товара.
  • 4. Прямой сбыт — сбыт без посредников.
  • Плюсы:
    • − максимальный контроль над рынком;
    • − полная поддержка марки.
  • Минусы:
    • − ограниченный охват рынка;
    • − высокие сбытовые издержки.

Задачи отдела продаж

  • 1. Знать клиента и его потребности, добиваться целей компании через его интересы.
  • 2. Контроль ассортимента:
    • − соответствие параметрам;
    • − продажи в рублях;
    • − продажи в штуках;
    • − маржа;
    • − своевременная ротация слабого ассортимента.
  • 3. Качественное проведение акций.
  • 4. Отработка всех деталей — от внешнего вида до количества промоутеров.
  • 5. Исполнение заказов в сетях на 100 %.
  • 6. Контроль логистики (доставка осуществляется силами дистрибьютора или 3PL-оператора).
  • 7. Мерчендайзинг.
  • 8. Контроль наличия товара на полках.

Своя база клиентов

Главная задача — повышение доверия покупателей и увеличение спроса на продукцию компании.

  • 1. Формирование круга покупателей, лояльных компании, поиск потенциальных дистрибьюторов.
  • 2. Повышение информированности покупателей/дистрибьюторов. Меры:
    • − знакомство с менеджментом;
    • − презентации;
    • − подготовка необходимых материалов;
    • − адресные рассылки.
  • 3. Повышение адресности работы. Меры:
    • − выяснение предпочтений и информационных потребностей разных категорий;
    • − сбор информации о дистрибьюторах, выяснение их спроса на продукцию компании;
    • − работа с покупателями независимо от дистрибьюторов.

Прямое общение с покупателями/дистрибьюторами

Личные отношения с клиентами позволяют предотвратить негативный эффект СМИ и рекомендаций аналитиков.

  • 1. Встречи «один на один». Этот формат предпочтителен для наиболее крупных покупателей.
  • 2. Конференц-звонки (для географически удаленных покупателей).
  • 3. Встречи в маленьких группах (бизнесланчи, обеды с несколькими покупателями).
  • 4. Крупные групповые встречи (Москва, Лондон, Франкфурт, Стокгольм, Амстердам, Нью-Йорк, Бостон…).
  • 5. «День покупателя/дистрибьютора». Более глубокое обсуждение компании. Можно выбирать время, совпадающее с крупными корпоративными событиями.
  • 6. Встречи с дистрибьюторами в штаб-квартире компании индивидуально или небольшими группами.

План взаимодействия с покупателями/дистрибьюторами

  • 1. Посещайте 6–10 профильных конференций в год. Цель — максимум индивидуальных встреч с покупателями/дистрибьюторами.
  • 2. Каждые 2 месяца совершайте 2–3-дневную поездку для встреч с покупателями вместе с генеральным или финансовым директором.
  • 3. Проводите «виртуальные» встречи с покупателями с помощью видео и аудиотрансляций в Интернете.
  • 4. Создайте и развивайте фокусированные списки рассылки электронной почты:
    • − текущие покупатели;
    • − аналитики рынка;
    • − контактные лица с конференций;
    • − результаты регистрации на конференц-звонки и подписка через сайт;
    • − профильные журналисты.
  • 5. Создайте специальный пакет документов для покупателя / дистрибьютора.
  • 6. Ведите учет всех встреч и взаимодействий (компании, контактные лица, встречи, переданные документы, обсуждаемые вопросы).
  • 7. Получайте от покупателей обратную связь!